В сегодняшнем выпуске:
Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка!
Тель-Авив: город контрастов
Наша новая школа
Ришон Ле Цион
Язык до Афулы доведет
Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка!
Наше второе путешествие было более длительным: мы поехали в Ришон Ле Цион. Надо было записать Юрку в школу. Поскольку маршрут предстоял непростой, с пересадкой, я предварительно посмотрела в интернете, как нам ехать. Да, горький опыт поисков нужного маршрута накануне в Хайфе меня многому научил. Полтора часа на 825 автобусе до Телль-Авива и около получаса на 301, 174 или еще каком-то, уже не помню, до Ришона.
Зайдя в автобус, я смогла произнести заветное «алох ве шов ле Тель-Авив», оплатив таким образом сразу поездку в обе стороны. Рав-кав очень полезная вещь!
Народу в автобусе было много. Хоть и ходят они каждые 20-30 минут, парные свободные места нашлись только в самом хвосте.
Дорога была долгая и довольно скучная. Мы даже чуть не задремали. С нами в автобусе ехали молодые ребята и девушки в военной форме. Береты у всех были разного цвета, а собственно форма всего двух цветов: детской неожиданности (явно из очень грубого материала) и светло-серая, почти белая, так же явно из ткани получше.
Проезжали мимо какого-то, судя по мечетям, мусульманского города. Дома с колоннами, яркие краски. Особенно интересно смотрелся какой-то небольшой дом с голубыми колоннами, стоящий прямо на склоне то ли холма, то ли горы.
По мере приближения к Тель-Авиву народу в автобусе становилось все меньше, а машин на дороге – все больше. Но пробок не было, что не может не радовать.
Очень меня удивили израильские заборы и противошумовые заграждения. Забор. Высоченный. Бетонный. Сплошной. Наверху специальные железки, изогнутые наружу, чтобы нельзя было перелезть. И примерно через каждые 3-5 метров – пара небольших секций из плексигласа, прозрачных. Это такая борьба с неуемным любопытством? Типа, смотрите, там ничего интересного нет?
По дороге из Афулы в Тель-Авив нам на глаза попалось очень оригинальное противошумовое заграждение. Признаюсь честно, меня чуть кондратий не обнял. Я не знаю, чем руководствовался дизайнер этого сооружения, когда декорировал прозрачные участки заграждения. Силуэтами птиц. Черными. С расправленными крыльями и повернутыми на бок головами. Первая мысль: «Это с какой скоростью надо было лететь, чтобы так впечататься?». Уже потом сообразила, что не настоящие. Жутковатое зрелище, только кровавых потеков вокруг расплющенных тушек не хватает.
Тель-Авив: город контрастов
Практически сразу, приехав в Израиль, я обратила внимание на то, что везде много полуразрушенных домов. Не пострадавших от чего-то там, а просто тихо-мирно доживающих свой век. Прожив практически всю жизнь в Москве, я никак не могла понять, как можно так небрежно относиться к земле, на которой стоят эти развалюхи. Оказывается, в Израиле действует закон, по которому наследник имеет право заявить о себе в течение аж 50 лет. Вот и стоят дома, постепенно ветшая и разрушаясь. Ни снести их нельзя, ни отреставрировать до истечения положенного срока.
Тель-Авив – очень крупный и современный город. По дороге в автобусной станции Тель-Авива мы проезжали мимо хайтековых небоскребов из стекла и бетона, рядом с которыми… да, располагались одно- и двухэтажные развалюхи с покосившимися стенами, выбитыми стеклами и провалившимися крышами. Стоит в центра такой гриб-небоскреб, а вокруг него, как маленькие грибочки, - убогие лачуги.
Автобусная станция Тель-Авива – это город в городе. Не знаю, сколько в ней этажей, мы приехали на седьмой. В Израиле, как и в Европе, первый этаж не считается, нумерация идет со второго. Стало быть, тот седьмой, на котором мы были – это восьмой. Мы с сыном купили ему пиццу (огромный кусок, в России так не режут), мне – рогалик с шоколадной начинкой (безумно вкусно и так же безумно, подозреваю, калорийно, так что такие маленькие радости я себе позволяю только в первой половине дня). Я порадовалась тому, что нам не надо переходить с этажа на этаж, и мы пошли искать нужные нам автобусы. Территория автобусной станции не просто огромная, она гигантская. Нужная нам остановка была найдена на каких-то задворках, расположенных за еще одним фаст-фудом. Как хорошо, что я заранее выписала маршруты в блокнотик, и теперь могла просто подходить к кому угодно и тыкать пальцем в листочек. Подошел 174, я вопросительно поинтересовалась у водителя «тахана мерказит Ришон Ле Цион?», водитель ответил «кен» (да), и мы поехали. По дороге мне позвонил Григорий («главные по тарелочкам» нашего кибуца), спросил, где мы. Я ответила, что в автобусе, едем из Тель-Авива в Ришон Ле Цион записывать ребенка в школу. Григорий очень удивился, сказал, что к нам пришел плотник, а нас нет (предупреждать надо). Ничего, поживем еще денек с прогнившим полом, тем более что мы все равно сегодня приедем в караван только вечером.
Наша новая школа
Еще в Москве, размышляя, где бы нам поселиться в Израиле, мы выбрали для ребенка школу имени Иоанны Жаботински в Ришон Ле Ционе. И отзывы о школе хорошие, и дочка моих друзей там учится, тоже в десятый класс пойдет. Позже, когда мы поняли, что будем жить в Мерхавии, я почти рассталась с этой идеей: очень уж далеко от нас Ришон находится. Больше двух часов на дорогу в один конец, какая уж тут школа, даже если идти в пнимию (пнимия – это интернат). Здесь нам рекомендовали школу Кадури, где учатся наалешные дети (НААЛЕ – программа, по которой еврейские дети могут получать школьное образование в Израиле, в то время как их родители постоянно проживают в другой стране). Ребенок у меня – четвертое поколение, так что в НААЛЕ попасть ему не светит, но можно попытаться записаться в наалешный класс. Плюс в том, что классы как раз формируются после девятого, все дети в равных условиях, практически все без иврита, все новенькие. Но поскольку в Иоанне Жаботински тоже есть пнимия, а Юрка очень хотел учиться вместе с Диной, мы решили позвонить в Ришон. В конце концов, мы же ничего не теряли. Да – хорошо, нет – значит, в Кадури.
В школе имени Иоанны Жаботински очень много русскоговорящих учителей, у них и директор русскоговорящая. Так что я позвонила, описала ситуацию (взрослый мальчик, пнимия с потерей года, не закончил в России 10-й класс, четвертое поколение, вид на жительсво еще не оформлен). На мое удивление, мне сказали приезжать с ребенком, моим теудат зеут и нашими школьными документами.
В школу нас отвезла Роза (мама Дины и моя подруга). Встретили нас очень приветливо, поговорили, посмотрели оценки, спросили у ребенка, как он честно оценивает свои знания по матматике. Ребенок честно сказал, что никак, потому что три пишем два в уме. Директор вздохнула и сказала, что единственное, что может посоветовать с такой математикой – это дизайнерский профиль. Поясняю. Старшие классы (10-12) в Иоанне Жаботински профильные. Кто-то сразу получает специальность и остается в школе на два дополнительных года, заканчивая в одном здании школу и колледж (электрики, например), у кого-то это просто профессиональная подготовка. В багруте (местный аттестат) будет отражено, по какому профилю учился ребенок. Соответственно, профиль влияет на набор изучаемых предметов и на профильные экзамены.
Надо заметить, что Юрочка руками рисует примерно так же, как я ногами, то есть, никак. Но охота, как известно, пуще неволи, и ребенок согласился, что дизайн ему нравится. Сыну дали тест по математике и английскому,чтобы определить начальный уровень, и отвели в отдельный класс. Ребенок мне потом сказал, что английский он сделал практически весь, а математику почти не сделал.
Пока деть писал тест, мы оформили его в пнимию. Мне задавали массу разных вопросов, самым неожиданным из которых был вопрос о том, сколько я всего лет училась. Считается школа, ВУЗ и повышения квалификации. Короче, все, начиная с первого класса. Ошиблась на единичку: сказала, что 18, а на самом деле 19. Ладно, это уже мелочи. Я, естественно, спросила, не смущает ли их то, что ребенок так далеко живет. На это мне отвеили, что к ним и из Эйлата приезжают, а это намного дальше Афулы. Это же пнимия, так какая разница. Привозить-отвозить ребенка будет специальная подвозка, а если нам придется какую-то часть пути проделывать самостоятельно, то мне дадут справку, по которой нам будет полагаться денежная компенсация – возмещение 100% дорожных расходов. В принципе, они были готовы взять Юрку хоть прямо сейчас, но поскольку мы в Мерхавии уже договорились насчет того, чтобы детеныш ходил вместе со мной во взрослый ульпан, все-таки отложили учебу в школе до нового учебного года.
Мы оформились, и директриса повела нас в столовую. Сын ворчал, что он не голодный и что у него тест еще не до конца написан, но Мила (так зовут директора) непререкаемым тоном сказала, что детям голодными учиться не положено, даже если это просто тест.
Столовая – отдельно стоящее здание, расположено не очень далеко (метров 100-150) от административного корпуса. На обед на выбор предлагается четыре вида мясных блюд и восемь видов гарниров. Я взяла всего по малюсенькому кусочку – просто попробовать. Все очень вкусное, все горячее. Пельмени (два вида) относятся к гарниру, но из чего сделана начинка, я так и не поняла. Также можно выбрать кучу всевозможных местных соусов и прочего. Хлеб, пода простая, вода газированная. Кажется, есть еще чай-кофе, но я на это уже не обратила внимания.
Пока ребенок дописывал тест, а пообщалась с завучем, как раз преподающем дизайн. Она сказала, что историю искусств Юре придется сдавать на иврите, а вот историю дизайна можно и на русском, что она очень советует сразу записаться на экзамен по русскому языку на пять йехидот. Йехидот – это уровень, есть3, 4 и 5. Например, математику на 3 йехидот я могу сделать даже сейчас, спустя столько лет, легко и не напрягаясь, а вот на пять – это уже уровень серьезной физмат школы.
Потом мы пошли общаться с социальным работником. Вопросов было очень много, мы проговорили около часа. Переводила нам мадриха (воспитательница), занимающаяся с седьмыми, самыми младшими в пнимии, классами. Спрашивали обо всем6 чем болел, что любит делать в свободное время, в каком возрасте мы расстались с Юркиным отцом, поддерживает ли он нам финансово, общаются ли они с ребенком, каким образом сын предпочитает связываться с родными и близкими (скайп, телефон, смс, электронная почта0, чем увлекался в каком возрасте… Потом в школе кончились русскоязычные сотрудники, так что вопрос о подвозке и об оплате остался открытым. Но до начала учебного года еще почти полгода, так что будет время все прояснить. Я уже знаю, что у нас будут льготы как у олим и как у неполной семьи. В Израиле вообще очень трепетно относятся к детям любого возраста, и то, что мальчика я ращу одна, дает нам массу всевозможных «плюшек». Напоследок у нас спросили, куда мы сейчас собираемся. Мы ответили, что в гости к друзьям и гулять по городу, после чего и были отпущены с миром.
Ришон Ле Цион
Ришон Ле Цион мне очень понравился. Красивый, очень ухоженный, современный, но не суетливый город. Здесь я не увидела «графских развалин», на улицах нет мусора, все чистенько, очень зелено и очень гармонично. Мы заехали к Розе и девочкам пообедать. Илья, к сожалению, был на работе. Но что надо двум взрослым женщинам, одной девушке, одной девочке и одному юнош для полного счастья? Правильно, шопинг! И мы поехали по магазинам. Сначала заехали в «Зебру», где я увидела дивной красоты вышитую тунику. 69 шекелей стоит, зараза… Вот пройдет сезон, начнется распродажа - куплю себе такую обязательно.
Потом мы поехали в «Ангар». Так называется очень большой магазин повседневной одежды. Ребенок купил себе две пары шорт и несколько футболок, а я все никак не могла ничего выбрать. Или дорого, или не нравится, или размер не мой. В общем, все как всегда. В результате забрела в мужской отдел, где и приобрела себе чудные джинсовые шорты и кучу футболок по распродажной цене – по 10 шекелей. Попыталась расплатиться карточкой – опять облом. Похоже, я по маразматичности свой ее не активировала: как раз перед отъездом делала новую, у старой срок годности подходил к концу.
Нагулялись, находились. Наелись в «Макдональдсе» мороженого. Ребенок был очень разочарован тем, что в израильских «Макдональдсах» нет чизбургеров. Совсем. Никаких. Потому что молочное с мясным нельзя – не кошерно.
Удивилась местному обычаю сажать на цепь все подряд. Неужели так сильно воруют, и такую ерунду?
Вот, например, ведро помойное приковали к перилам толстенной цепью, видать, чтоб не убежало
Это еще лучше: осторожно, злой коврик!
Язык до Афулы доведет
Не могу я без приключений. И приключения без меня не могут. Вдоволь нагулявшись по Ришону, мы поехали домой. На автобусную станцию тель-Авива мы приехали около четверти восьмого вечера. Пока я нашла, извиняюсь, туалет… Кстати, вот интересно, почему на автобусных станциях они такие грязные? В Хайфе хоть бесплатный, а в Тель-Авиве целый шекель стоит, но точно так же на полу валяется туалетная бумага. Такое ощущение, что там проводился конкурс по скоростному разматыванию рулонов. Пока мы спросили, откуда отправляется на 825-й, пока спустились на шестой этаж, пока нашли нужную остановку… Часы показывали 19.35. Я особо не волновалась – время-то детское. Но оказалось, что последний автобус этого маршрута уходит в 19.30. «Пять мину-ут, пять мину-ут», - пропела я тихонько, а про себя еще добавила что-то типа: «Вектор твою производную через интеграл на функцию». За точность не ручаюсь, ибо не математик. Так, из глубины души вырвалось.
Мы побродили по этажу, пытаясь понять расписание на иврите. Потом одна русскоговорящая пара показала нам на 840-й маршрут, который едет куда-то дальше на север, но по вечерам – через Афулу. И отправление в восемь вечера. Ура, живем! И не на вокзале, а дома!
Вдохновленная предыдущими поездками и спокойным общением на причудливой смеси языков, я выдала очередного лексического монстра: «Ай хэд бай ту тикетс алох-ве-шов, из эниуан валид он зис кав?» Билеты оказались действительными, так что мы спокойно и без лишних затрат поехали домой. Автобус этого маршрута идет дольше, чем наш 825-й, народу было очень много, останавливались практически везде. И очень многие ехали, как и мы, до Афулы. До дома добрались в половине одиннадцатого, написали ребятам, что мы живы и дома, и рухнули спать.
В следующем выпуске:
Собрание в кибуце
Голан телеком: мы теперь на связи!
Зоомагазин
Неожиданное знакомство
Компьютерные страдания
Чо-то сегодня интернет капризничает как никогда. У меня лог уже не то что двоится, а аж десятерится... Лишнее убрала, у всех прошу пардону.