четверг, 30 апреля 2015 г.

День Независимости, часть первая

Давненько я не писала. Честно говоря, было просто лень. Да и погода последние пару недель не радовала. Говорят, что такой дождливой весны не видели в Израиле уже лет 25-30.

В апреле в Израиле отмечают несколько памятных дат: это Песах (исход из Египта), День Катастрофы (день памяти жертв Холокоста), День памяти солдат, погибших в войнах Израиля и День Независимости.

В День Катастрофы и в День памяти по всей стране звучит сирена – и на две минуты жизнь замирает. Останавливаются машины, люди выходят и стоят. Просто стоят и вспоминают всех, кого потеряли.

В День памяти нас повезли на кладбище. Ежегодно на кладбищах проходит церемония памяти. Солдат вспоминают поименно: как звали, сколько было лет, когда и как погиб. В одной из войн погиб мальчик (да все они мальчишки и девчонки – не старше 25 лет), который жил в нашем кибуце. Его родители живут здесь до сих пор. Каждый год ребята, проходящие службу в армии, приходят их навестить.

Вообще, в Израиле особое отношение к ребятам, гибнущим на службе. Ни в коем случае родители и близкие этих детей не должны узнавать о случившемся из средств массовой информации или по телефону. Только лично. Только дома. И до того, как родные будут извещены, имя погибшего нигде не публикуется.

День Независимости – следующий после Дня памяти. И это правильно, потому что все эти ребята так или иначе воевали за независимость Израиля – за то, чтобы Израиль остался независимым.

По местным канонам день начинается не в полночь, а вечером предыдущего числа. Вот только не помню, на закате или на первой звезде. Поэтому отмечать День Независимости начинают вечером того же дня, когда вспоминали погибших солдат. Очень непривычно: вот только-только был траур – и уже праздник, салют, и все прочее.

День Независимости Израиля отмечается шашлыками. Вот такая вот традиция. Кто где может, тот там и жарит – во дворе, на природе, на берегу Кинерета – кто где. Мы с Юркой, немножко отдохнув после посещения кладбища, поехали к Саше и Стасу.

С Сашей мы знакомы всю жизнь. Честно, я не помню, с какого возраста. Мы дружили лет до 15, потом наши пути разошлись: мы были еще недостаточно взрослыми, чтобы поддерживать отношения самостоятельно, а бабушка стала реже собирать гостей. Потом я вышла замуж, у меня началась своя жизнь, Саша уехала в Израиль… В результате мы не виделись больше двадцати лет. И вот теперь наконец-то встретились.

Саша и Стас живут в поселке недалеко от Модиина. Модиин – очень интересный, очень красивый и очень молодой город. Один из немногих городов, построенных по генеральному плану. Широкие чистые улицы, гармоничная застройка, приличные люди. Правда, добираться от Афулы туда общественным транспортом не очень удобно. Сначала мы доехали на автобусе до Хайфы. Потом на поезде до Модиина. Потом Саша нас встретила, и мы поехали на машине.

Поезда – это отдельная песня. Обычная электричка в Израиле – это вагон первого класса по российским меркам. Столики, розетки для подзарядки мобильных устройств, туалеты, мягкие удобные кресла. Все для людей. Два часа в поезде пролетели незаметно. Из окна открывался красивый вид: с одной стороны – море, с другой – горы. Насколько смогла – сфотографировала.




К сожалению, поезд у нас был одноэтажный. Думаю, со второго этажа вид был бы еще лучше.

В общей сложности на дорогу от дверей до дверей у нас ушло четыре часа. Но не могу сказать, что я прямо вот устала-устала. Юрка моментально спелся со Стасом, а нам с Сашей тоже было о чем поговорить.

У ребят две дочки – Орталь и Рути. Орталь – старшая, уже школьница, Рути еще совсем крошка, скоро начнет ходить. Когда стало темнеть, Рути уложили спать, а Юра, Стас и Орталь пошли смотреть салют, дав нам с Сашей возможность спокойно потрепаться о своем, о девичьем (о медицинском, в смысле, потому что Саша тоже врач, только педиатр). Мы тоже хотели посмотреть салют, благо дом Саши и Стаса стоит на горе, и оттуда открывается вид на все побережье. Но погода была настолько сказочная, что минут через десять мы позорно капитулировали и пошли греться в дом. К сожалению, не сообразила сфотографировать вечером, когда видны огни городов, днем не так впечатляюще. Но очень уж было холодно.




На следующий день приехали гости. Но об этом я расскажу в другой раз.

12 комментариев:

  1. Про солдатиков: в последнюю войну мои оба-двое были призваны (צו 8) цав шмоне. И если старший находился в достаточно защищенном месте, то младший находился практически в Газе. Нет, он не относится к боевым частям как таковым, но (не могу рассказывать подробности) был очень часто на передовой. Сказать, что меня сжирал страх - не сказать ничего. Звонить часто нельзя, отвлекаешь, но я звонила... К чести моих детей сказать, они отвечали. Младший говорил: мама, мне некогда, я разговаривал с тобой утром... ругался на меня, но я слышала хотя бы их голоса, и меня немного отпускало. Все время смотрела в ФБ - светится лет зеленая точка против их имен? Ну слава Б-гу... А если не светится, то не могла спать. И не спала практически все эти пять недель..а утро начиналось с сообщения о погибших... Нет сил все это вспоминать.
    Однажды ехала забирать мужа с работы - сирена (бомбежка). По указаниям службы тыла нужно остановиться, выйти из машины и лечь на обочине, закрыв голову руками... где там - все едут с высокой скоростью и остановиться не получается. Ладно, доехала, забрала мужа, вернулись домой. Вроде можно расслабиться. И вдруг осторожный стук в дверь. Не звонок, стук. Вижу, муж побелел, я ног не чувствую. Спрашиваю: кто? Сосед, вам просили передать кое-что... Открываю - да, сосед. Отдает мне большую картонную коробку. Там подарок от фирмы, где работает старший - большая стеклянная ваза с шоколадными конфетами, сделанными в виде тюльпанов. И записка: ждем вас жившими и здоровыми, беспокоится за вас, берегите себя... Столько, сколько я плакала за эту войну, наверное, за всю жизнь не плакала...в общем, эти дети, которые погибли.. Нет слов.
    Извини, Аня, занесло меня немножко

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все нормально. Хорошо, когда есть место, где можно выговориться. Здесь - можно.
      Да, стук в дверь для родителе солдат - это страшно. Насколько я знаю, вестники в дверь не звонят, только стучат.
      Сейчас мальчики уже дома?

      Удалить
  2. Ну да, каждый у себя)). Они уже большие мальчики))
    Понимаешь, это трудно объяснить, но, наверное, потому что Израиль - страна маленькая, то любая потеря воспринимается как твоя собственная. И каждый год в день памяти все сильнее сжимается сердце.
    Кстати, в прошлой войне погиб сын женщины, которая как раз занимается тем, что координирует сообщения родителям о смерти их детей. И ее не обошла сия чаша... Ой, не буду больше, а то опять спать не смогу.
    Расскажи лучше, как продвигаются уроки в ульпане. И про сына. Как ему привыкается тут?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уроки нормально, без проблем. Юрка более ли менее адаптируется, хотя язык у него пока что слабенький. Но ничего, что не возьмет в ульпане, нагонит потом в школе.

      Удалить
  3. Да, обязательно нагонит. Эти детки хватают иврит со скоростью света)).

    ОтветитьУдалить
  4. Аня, давно не писали, мы скучали! Моя старшая дочь очень хочет в разведку... Ну просто не знаю, что сказать ей... Так осознанно заявляет - уедем в Израиль, я буду учиться и пойду в разведку, буду шпионом... Надеюсь перерастет, подростковый романтизм... но все равно странно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, многие дети здесь рвутся в боевые части. Правда, мой к этому пока что не стремится, объясняя это тем, что "я у мамы один". Что, на мой взгляд, и неплохо.

      Удалить
  5. Да. Практически каждому поколению призывников достается своя война... Мои оба поучаствовали. Сын в боевых частях. Дочь в авиационных службах. Спасибо за добрые слова о Модиине. Мы здесь живем. На мой взгляд один из лучших городов в Израиле. Конечно можно и здесь найти недостатки. Детям, например, скучно. Моя дочь сбежала в Тель-Авив. А нам изумительно. Тихо и спокойно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне очень понравился город. Издалека он смотрится так себе, кажется, что все одинаковое, а внутри - очень хорошо. Единственный недостаток - это то, что в некоторых районах самолеты только что не по голове летают.
      А какие у вас там цены на схирут примерно?

      Удалить
    2. Посмотрел на "Яд шния". На 3-комнатные кв. 3500-4500 ш. В основном больше 4000.

      Удалить
    3. Ой-ой-ой... Да уж, без ришайона к вам туда и соваться нечего :)

      Удалить
    4. Надо же! В Модиине цены на съем такие же, как в Нетании... Мне казалось, что дороже...

      Удалить