вторник, 17 марта 2015 г.

День 12, 15-е марта

Сегодня состоялось наше первое занятие в ульпане. Надо сказать, что нам очень повезло с преподавателем. Нашу мору (морА - учительница) зовут Оснат. У нее, единственной из всего педагогического состава ульпана, третья степень. 
Оснат - очень приятная женщина и очень сильный педагог. Многие считают, что мора должна говорить с учениками только на иврите, объяснять на пальцах, жестами и как угодно, не прибегая к другим языкам, но, знаете, когда человек может ответить на вопрос "почему именно так" на английском (свободном) и русском (приличном) - это очень хорошо. Особенно с учетом того, что группа у нас большая и очень разношерстная по составу.
В нашей группе 28 человек. Это очень-очень много. Трое говорят, пишут и читают на иврите. Честно говоря, я вообще не очень понимаю, что им делать на уровне алеф - только если корочки получать. Остальные, за редким исключением, или знают несколько слов и фраз (как мы с Юркой), или знают алфавит - кто что умеет. Или, по крайней мере, схватывают на лету. 
Но есть двое, кому язык дается с очень большим трудом: это Алексей, приехавший четыре месяца назад и все это время работавший на заводе, и Елена - женщина за 60, у которой иврит - первый иностранный вообще. 
Алексей больше злится, если чего-то не понимает, или просто сидит и ничего не делает. Елена старается, но у нее не получается ровным счетом ничего. Даже написанный русскими буквами текст она прочитать не может: язык так не поворачивается. Как-то даже расплакалась.
Еще в нашей группе двое французов: Эммануэль и Оливье. С ними мы общаемся на английском.
Оснат сначала честно пыталась не говорить с нами ни на каких языках, кроме иврита, но получилось так, что Рената, неплохо говорящая на иврите и свободно - на английском, стала нам переводить на два языка сразу то, что сходу понять было нельзя. Поэтому теперь Оснат какие-то сложные вещи объясняет сначала на английском - для французов, а потом на русском - для всех остальных. Поскольку мы с Юркой знаем английский в достаточном объеме, чтобы понимать то, что говорит наша мора, получается, что мы слушаем одно и то же дважды: на английском и на русском. Честно - мне это очень помогает. 
Оснат не злоупотребляет объяснениями на других языках, кроме иврита, только если это действительно необходимо. На самом деле: как объяснить на незнакомом ученикам языке, что это - домашнее задание? Или что какое-то слово - глагол?
На первом занятии мы прошли банальные "я", "ты", "жить", "говорить", "учить", "откуда" и фразы на основе этих слов: кто ты? я - (...), где ты живешь, я живу там-то, откуда ты приехал, ты говоришь на (иврите, английском, французском, немецком, русском, украинском и так далее), я говорю (соответственно), я учу (что), я учусь (где), откуда ты, я из (страна). Вспомогательные слова: хорошо, чуть-чуть, тоже, да, нет. Прошли алфавит - письменные и печатные буквы, научились писать свои имена и фамилии, некоторые слова.
Могли бы и больше сделать, но занятие началось почти на час позже из-за вступительного слова Григория и выступления представителя Министерства Абсорбции. 
Поскольку у нас ульпан будет продолжаться не пять месяцев, а 4,5, нам в начале каждого занятия добавили по полчаса. Заниматься будем с воскресенья по четверг с 8.00 до 13.00. Перерывы 10.00-10.30, 11.45-12.00. По воскресеньям после ульпана - часовая лекция Григория о стране, в которую мы приехали.
На дом задали прописи, сопоставить страны и столицы, правильно расставить "ме" и "ми" (два варианта "из") в фразах "Ани (или имя) ме (ми) /название страны/". АнИ - это я на иврите. Ат - ты при обращении к женщине. АтА - ты при обращении к мужчине. 
Чтение на иврите для меня - больной вопрос. Я каждую букву расшифровываю, у меня не укладываются в голове параллели между письменными и печатными буквами, а отдельная песня - это огласовки. 
В иврите нет гласных букв. Вместо них используются огласовки, но только в букварях и детских книжках. В Торе еще. Все остальное - вывески, названия улиц, вся литература и пресса - без огласовок. Если ты не знаешь слова, прочитать его ты не можешь, даже зная алфавит. Устную речь я еще могу понять по контексту, а вот с письменной совсем тоска. Говорят, это пройдет. Но я себе с большим трудом представляю, как я буду читать специальную литературу на иврите, не зная терминологии на языке. 
Завтра Оснат не будет, ее заменит Зауда. По отзывам, Оснат - лучшая мора в ульпане, а Зауда - худшая. Посмотрим. 

После ульпана Григорий рассказывал нам об Израиле. И о репатриации. очень интересно, очень познавательно, на очень хорошем уровне. Когда мы потребовали "продолжения банкета", он предложил желающим ходить в исторический кружок. Если будет время, пойду обязательно. 

21 комментарий:

  1. Удивительно странное словообразование
    Как так?буквы есть, но в слово не сложить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну. да. "Угадал все буквы, но не смог прочитать слово". Вот смотри, я, например, пишу тебе: "Врт чн стрннй зк. В нм тстствт глсн бкв. Сл т н знш слв т н смж прчтт.". Алфавит ты знаешь. Ты много поняла? А с какого раза? А сколько расшифровывала? А если бы тебе попались там термины, которые ты до этого не слышала? А если еще и предлоги со словами пишутся раздельно?

      Удалить
    2. Это поначалу, потом когда поймешь модели, все намного проще

      Удалить
    3. Да понятное дело. Все говорят, что для трех занятий я слишком многого хочу :)

      Ой, в предыдущем комментарии ошиблась. Предлоги со словами тут пишутся наоборот слитно.

      Удалить
  2. Спокойно. Всё будет! Ни в одном учебнике в нашем ульпане не было огласовок в текстах. Поначалу все шугались - "Как это так? Как это читать будем?". Шло время - читали. И как-то нам преподаватель принесла текст с огласовками... Вот честно - все удивлялись, что с ними гораздо труднее!
    Вот с чем у меня сильный "затык" - письменный текст чужим почерком. Иногда просто букву узнать не могу)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пишу я уже без огласовок, правда, читаю потом долго. Сегодня выявилась новая проблема: я слишком быстро запоминаю. То есть, текст на доске (5-10 коротких предложений), которые до меня прочитали два-три раза, я не читаю, а проговариваю наизусть :(

      Удалить
    2. но до этого вы же читали, когда все вместе разбирали текст. Вы по-русски также читаете, типа "наизусть", это все придет и в иврите! И это не проблема, просто пока тексты нетрудные)

      Удалить
    3. Ну да. Но вот сегодня сочинение написала, небольшое, предложений на 15. Написать-то написала, а смогу прочитать или нет - не уверена. Отдохну немножко - буду разбирать, проговаривать.

      Удалить
  3. Успехов :)
    Старайтесь сразу узнавать (на слух и визуально запоминать) корни слов. С правилами составления корень-окончание разберетесь в любом случае, а при узнавании корней даже не полностью поняв детали, суть фразы вы скорее всего быстро начнете понимать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, нам как раз сегодня объясняли про корни.

      Удалить
    2. И у меня очень развито контекстное и интонационное понимание. Я на слух понимаю текст, зная даже процентов 30 слов.

      Удалить
  4. Аня, скажи пожалуйста, твой сын идет в пнимию в Ришоне? Это не школа Жаботински? Просто я хочу перевести дочь в нормальную школу и слышала что Жаботински в этом плане неплохая

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как раз туда и идет. Я про Жаботински подробно писала в одном из постов.

      Удалить
  5. Аня, скажи пожалуйста, твой сын идет в пнимию в Ришоне? Это не школа Жаботински? Просто я хочу перевести дочь в нормальную школу и слышала что Жаботински в этом плане неплохая

    ОтветитьУдалить
  6. "Если ты не знаешь слова, прочитать его ты не можешь, даже зная алфавит" - nu eto poka tak, a voobshe est' struktura i pravila, chtoby ponimat', gde kakaja oglasovka budet.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А, извините, прочитал просьбу, буду тыкаться наугад в клаву без русских букв.

      Удалить
    2. Так есть же наклейки на клавиатуру, мы себе таки для иврита купим :) Там три варианта - иврит, русит, англит ;)

      Удалить
    3. Да я временно не на своем компе.

      Удалить
    4. А, понятно :) Но видите - справляетесь же :)

      Удалить
  7. У меня очень большая просьба-мы можем поговорить по телефону? Есть вопросы по поводу этой школы. Мой телефон 0543540541

    ОтветитьУдалить
  8. У меня очень большая просьба-мы можем поговорить по телефону? Есть вопросы по поводу этой школы. Мой телефон 0543540541

    ОтветитьУдалить