четверг, 12 марта 2015 г.

День пятый, 8 марта

В сегодняшнем выпуске:

Поездка в банк
Первый самостоятельный поход в магазин
Палата мер и весов
Вот такие интересные скидки
В каком ухе в меня жужжит?

Седьмого марта был шабат, так что все было закрыто. Мы особо ничего не делали, так, по мелочи по дому. А вот восьмое марта оказалось очень насыщенным. Это в России это был бы и воскресный, и праздничный день, а тут – обычный рабочий йом ришон (день первый).

Поездка в банк

Сегодня ездили в банк Леуми. На меня там открыли счет, заказали банковскую карту. Русскоязычная сотрудница банка очень подробно все объяснила, но, в принципе, я и до того уже многое знала от местных.
Банковская система в Израиле очень сильно отличается от России. Мы все привыкли не особо доверять кредитным картам, потому что, как правило, пользование кредитом влечет за собой процент, и немалый. Что такое кредитная карта в Израиле. По сути, да та же дебетовая. Почти.
1.     Банк устанавливает вам лимит покупок по карте в месяц. У меня это 1000 шекелей.
2.     Вы спокойно расплачиваетесь этой картой в магазинах, но сумма списывается с вашего счета не каждый раз, а раз в месяц.
3.     Выйти за пределы этой суммы при покупках невозможно – система не пропустит.
4.     Но можно с этой же карты снимать в банкоматах наличные, и это не будет включено в кредитный лимит. Вот тут надо быть внимательнее, чтобы не разгуляться на сумму большую, чем можно себе позволить. Лимит, правда, не резиновый, но и в такой минус залезать почему-то меня лично не тянет.
5.     За каждую операцию по банковской карте банк снимает с вас некоторую сумму, которая не зависит от того, сколько денег в этой операции задействовано. Просто одна строчка в выписке стоит столько-то, Стандартно – около 13 шекелей в месяц, но при желании можно и до 100 нарастить. То есть, снять сразу 500 шекелей выгоднее, чем десять раз по 50.
6.     Банковская система в Израиле довольно гуманная. Когда я сказала, что мне в России предлагали ипотеку в лучшем случае под 8,5% годовых, и это со всеми льготами и учетом статуса госслужащей, она сделала квадратные глаза и сказала, что тут таких процентов нет даже на потребительские кредиты.
7.     Оформить банковскую карту сыну я не смогла: четвертым поколением и прочими иностранными гражданами занимаются другие банки.

Первый самостоятельный поход в магазин

В кибуцный магазинчик мы уж ходили, и не раз. Но погода стояла хорошая, исследовать окрестности надо, так что мы с сыном решили зайти в магазин в Афулу. Ближайший к нам – магазин YOU. Что-то типа супермаркета. В основном – продукты, но есть и сопутствующие товары. Есть русскоговорящие сотрудники, в том числе в отделах сыра и мяса. В мясном отделе работает чудесный продавец Юра. Поскольку народу было мало, он провел нам по всему магазину, показал, что имеет смысл покупать, а что нет. Сказал, что мясо лучше брать не в воскресенье, а в понедельник, потому что в понедельник как раз новый завоз бывает. Показал, где рядом находится недорогой магазин хозтоваров. Сказал, чтобы если что, мы обязательно обращались к нему или его сменщику – тоже русскоговорящему.
Интересно, когда я выучу иврит настолько, чтобы вести на нем такие же сюрреалистичные диалоги, как на русском? Например:
- О, ребенок, смотри – вонялка от комаров. Нам надо.
- Ма, это обычная вонялка, сортирная, она без комаров. С комарами где-то еще.
- Как думаешь, вонялка с комарами стоит дороже, чем вонялка без комаров?
- Да наверное, она же с мясом!
По магазину мы гуляли долго, купили картошки, лука, питьевой воды, сыра, мяса, пресловутых вонялок от комаров, пару сковородок (ура!), швабру. Потом приобрели две огромные пачки мороженого, сахар и муку. Ребенок выцыганил из меня чипсы. 18 шекелей, ужас.
Пользуясь тем, что я отвернулась, чудовище погрузило в тележку две бутылочки табаско. И ведь предупреждала я ребенка, что в Израиле если на соусе написано, что он острый, значит, он ОСТРЫЙ. Ага. Этот любитель острых ощущений взял себе табаско экстра. Одна капля на тарелку – и начинаешь дышать огнем как заправский Змей Горыныч.

Палата мер и весов

В Израиле цена на сыр указывается за 100 граммов, а не за килограмм. С одной стороны, это логично, потому что мало кто покупает сыр килограммами. С другой – очень непривычно, и надо быть внимательным, чтобы не потратить по незнанию больше, чем запланировано. Натертый сыр продается отдельно, в стаканчиках, стоит столько же, сколько и обычный. По моей просьбе половину сыра нам порезали, а половину завернули так. Продавщица удивилась, но я-то знаю, что если у нас будет сыр только нарезанный, то ребенок обязательно захочет тертый добавить в макароны, а если будет нарезанный и натертый, то еще что-нибудь придумает, чтобы максимально усложнить мне жизнь. Так что проще часть взять нарезкой, а вторую часть уже по необходимости нарезать или натереть. По крайней мере, пока у нас холодильник маленький. А яйца тут не десятками считаются, а дюжинами. Помню, когда яичницу утром делала, никак понять не могла, почему яиц так много сталось. Присмотрелась - а в двух рялах не по пять штук, а по шесть.
В мясном отделе тоже многое непривычно. Например, грудка индейки относится к птице, а бедро – к мясу и называется «темная индейка». Мы взяли «темную индейку», которую нам прокрутили тут же на фарш и разложили по двум лоткам.
Сахара, соли и муки очень много разных видов. Причем, чтобы найти привычные, без наворотов, продукты, приходится постараться. Они спрятаны на самой нижней полке. Но мы справились, ура английскому языку.

Вот такие интересные скидки

Скидки в магазинах мне напомнили о лоточниках, которые в России по метро и электричкам ходят. «5 рублей штучка, три на 10». Например, сковородки в YOU считаются сопутствующим товаром и стоят дороже, чем в специализированных хозяйственных магазинах. Стандартная сковородка 24см диаметром стоит 53 шекеля, это дорого, как нам объяснил Юра. Но если взять две одинаковые, то они обойдутся в 70 шекелей за пару. А это уже вполне разумная цена. Понятное дело, что тем, кто живет в Израиле давно, две одинаковые сковородки сразу обычно не нужны, а вот нам как раз столько и надо. Соответственно, на кассе когда пробивают два одинаковых товара, цена автоматически снижается.
Еще мне на кассе предложили оформить карту постоянного покупателя. Но поскольку я по неопытности забыла дома теудат зеут, пришлось это отложить до следующего раза. Вообще, теудат зеут надо с собой носить везде и всегда. Он нужен постоянно.

В каком ухе у меня жужжит

Появились комары. Кто-то мне говорил, что здесь они не зудят над ухом, а только кусаются. Фигня на постном масле! Звенят, и еще как. Мелкие звенят, а большие (в детстве их почему-то называли москитными, хотя они даже кусаться не умеют) со всей дури долбятся о лампочку и об оконное стекло. С грохотом и лязгом, явно пытаясь пробиться к светлому будущему при помощи чугунной головы. Ребенку, как обычно, пофиг, а я заснуть не могу. Вонялки – это наше все.
Здесь репелленты, включающиеся в розетку, делятся на две группы: на 45 ночей и на 30 ночей. Цена, соответственно, отличается.

Отдельная песня – это муравьи. Мы живем в караване. Это такой домик, стоящий прямо на земле. Мелких квартирных муравьев у нас нет, зато есть обычные дачные, черные. И к кошачьей миске они не то что тропинку протоптали – натуральный проспект, десятиполосный. Вот теперь думаю, как мне Мышу кормить. Раньше я ей насыпала сухого корма, она его потихоньку ела, когда проголодается. А сейчас, стоит в миске что-то оставить, туда муравьев набегает больше, чем корма лежит. Насыпать и закрывать пищевой пленкой, чтоб не лезли? Сыпать по чуть-чуть, на один раз? Или вообще перейти на консервы? Не знаю, я вся в раздумьях.

В следующем выпуске:
Министерство Абсорбции – первый визит
Как найти автобусную станцию в маленьком городе
Хайфа: первые приключения
Поездка по Хайфе
Чудеса языкознания
Возвращение домой

33 комментария:

  1. От муравьев отпугивающие карандаши продают. У нас точно есть, на даче полоски рисовали)))

    ОтветитьУдалить
  2. А теперь попробуйте изобразить карандаш от муравьев на языке жестов ))) Моего английского на такое не хватит, иврита тем более, а мой немецкий тут нафиг никому не нужен.

    ОтветитьУдалить
  3. Ants)) скажи, что тебе надо smthing to make ants go away)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, точно! :) У меня в голове сейчас такая каша из четырех языков...

      Удалить
  4. А как сынуле Табаско в итоге?))
    Я как впервые попробовала израильские острые штуки всякие, так с тех пор и страдаю от их отсутствия здесь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сынуля признал, что промахнулся. Говорит, ему этих двух бутылочек не на две недели хватит, как он думал, а на полгода.

      Удалить
  5. А что так мало покупок по карте можно в месяц?? Я не поняла.... С чем это связано? Я просто так привыкла везде карточкой расплачиваться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это связано с тем, что я пока что не работаю. Начну работать - будет другой лимит и будет разрешенный минус.

      Удалить
    2. я наверно не так выразилась. А если я своих 4000 шекелей положу на карту, то я могу свободно ими расплачиваться или только 1000 в месяц предел?

      Удалить
    3. Здесь нет понятия "положить деньги на карту" и "положить деньги на телефон". Деньги можно положить на счет в банке, а уже со счета они буду расходоваться. Квартплата, вода, свет, телефон - таки платежи списываются автоматически.
      Вне зависимости от того, сколько на счету денег, расплачиваться картой можно только в заданном лимите. Больше карта не пропустит. Причем, вы расплачиваетесь-расплачиваетесь, а в определенный день месяца все, что вы потратили, разом спишется с вашего счета.
      При этом никто не запрещает вам снять через банкомат ту сумму, какую вы хотите, и платить наличными деньгами. Только учтите, что каждая строка в выписке с вашего счета стоит денег, 1,60, кажется. Таким образом, снять сразу 1000 шекелей выгоднее, чем 10 раз по 100 шекелей.

      Удалить
    4. Анна! Спасибо за подробный ответ)))))

      Удалить
  6. А что так мало покупок по карте можно в месяц?? Я не поняла.... С чем это связано? Я просто так привыкла везде карточкой расплачиваться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да я тоже привыкла карточкой, но тут вот так на первых порах. Налом можете в банкомате снять хоть все, что у вас есть на счету, а расплачиваться - только в определенных пределах.

      Удалить
  7. А нам больше нравится супермаркет, который напротив YOU находится. Там, например, акция - если набрать на 100 шекелей, то овощи некоторые по 10 агарот, курица/рыба по 9/10 шекелей. Ну и так просто тоже цены неплохие)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да мы пока что Афулу толком не знаем. На нем что нарисовано? Можете ссылку на картинку дать или словами описать так, чтобы я поняла?

      Удалить
    2. Я тоже Афулу пока только изучаю. Просто эти магазины находятся прям напротив друг друга. Мы как-то зашли в оба и нам показалось, что второй дешевле. Теперь отовариваемся там) Думаю, конечно, еще зависит от того, что именно покупать. Но будете в следующий раз в Афуле - загляните и в него. Вот ссылка на их сайт: http://www.ybitan.co.il/ Там же их логотип. Как мне муж перевел, называется "Дешевле, чем даром"))

      Удалить
    3. О, видела такой! Надо будет зайти. Спасибо :)

      Удалить
    4. Да не за что) По крайней мере у вас будет выбор, в каком магазине больше понравится, туда и будете ходить))

      Удалить
    5. А на рынок вы уже ходили? А то я о нем слышала, а дойти пока что туда не дошла, даже не представляю себе, где это.

      Удалить
    6. На рынке были 1 раз тут. Насколько я знаю, раньше он был в центре, было удобно. А сейчас его перенесли достаточно далеко от нас (хотя вам, наверное, как раз близко). Плюс нам он показался дороже, чем такой же рынок в Мигдале. Поскольку мы в Мигдале бываем достаточно часто, то по возможности заходим на рынок там. Ну и плюс вычислили, что многие овощи-фрукты (не все!!) дешевле в супере по акциям. А вообще, рынки работают не каждый день. Здесь вроде понедельник и четверг (но могу ошибаться, лучше уточнить).

      Удалить
    7. город рядышком Мигдаль-Ха-Эмек (вроде так правильно пишется...). Примерно между Афулой и Хайфой. Или скорее даже между Нацеретом и Хайфой.

      Удалить
    8. А, без машины туда ездить на рынок особого смысла нет. Значит, будем ходить в тот магазин, который подешевле :)

      Удалить
    9. Да, мы пока тоже без машины мучаемся... Но у меня муж сильный, все таскает)) Будет возможность, до рынка Афульского тоже прогуляйтесь. Клубника точно намного дешевле, чем в магазинах. Последний раз, когда там были (правда с месяц назад), она была в Мигдале по 15 шекелей за кг, а на Афульском рынке 17 шекелей. Киви вчера только смотрели в супере 14 шекелей, а на рынке 8. Зато яблоки, которые муж любит (грани семит - зеленые, твердые), на рынке всегда были по 8 (правда большие и красивые), в магазине такие же яблоки, только помельче (но тоже вкусные) обычно были 6 шекелей, а вчера по акции купили за 3.90))

      Удалить
    10. Если мне кто-нибудь пальцем покажет, где находится рынок...

      Удалить
    11. Отправила личным сообщением в беседке карту.. Не факт, что поможет, но может хоть соориентируетесь...

      Удалить
  8. Аня, есть один вопрос по поводу банка. Если оплата идет за каждую строчку в счете, то правильно ли я понимаю, что при покупке в магазине по карте также оплата идет в банк за эту строку?

    А кошку кормите один раз в 12 часов примерно по полторы пригоршни вашей ладони сухого корма. Например, можно в 7 утра и в 7 вечера.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, все ваши покупки по карте списываются со счета один раз в месяц. Так что это одна строка.

      Да у меня кошка столько не съест :) Ей столько на два дня надо. А если насыпать меньше, то ей есть неудобно.

      Удалить
    2. Я про пригоршню одной женской руки :) Вроде много не должно поместиться. Хотя у меня кот примерно 5 кг весит, а Мышь, насколько я помню, около 2 кг. Тогда - да, поменьше надо.

      Удалить
  9. Анна, если Вы ещё не справились с муравьями и кошкиной едой, посоветую Вам поставить миску в блюдце с водой. Сделать как бы ров) Тогда муравьи будут топиться и киса останется сытая и в безопасности)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :) С муравьями справились, теперь местных кошек от Мышьей миски гоняю :)

      Удалить
    2. Следайте "как бы ров" шире на 2 метра, тогда кошки будут топиться и киса останется сытая и в безопасности =)

      Удалить
    3. Вик, ты пошутить хотел? Извини, не получилось...

      Удалить